Entry

Musical movement

Musical movement is a special form of art, where plastic, expressive movement arises from a spontaneous emotional response to music – so-called. dance “from music.” He was born during the work of the studio “Heptahor” (from the Greek word “hepta” – seven, “horos” – dance), formed in the early 20th century in St. Petersburg under the direction of Stefanida Dmitrievna Rudneva and six of her associates – graduates of the Higher Bestuzhev Courses. This studio left its descendants the main thing – the method of musical movement with detailed theoretical justification and rich methodical material (more than 300 exercises and sketches put on the best samples of classical and folk music ).

Improvisation is the initial component of the method. The process of such transformation is always creative, accompanied by uplifting
experiences (catharsis), transforming and the very personality moving.
The technique relies on natural types of movement, walking, running, jumping, jumping; smooth, spring, swing, throw. Free, natural movements, which arise as impressions of sounding music, are based on relaxation and tension of the muscles of the body, proper breathing, awareness of impulse and inertia in movement.

Mastering the technique of breathing (diaphragmatic, upper, complete) and the technique of muscular feeling (from complete relaxation to complete tension) is the basisof musical movement. Music is live an organism that breathes and experiences, and, moving out of the music, mastering these The technique allows you to perceive the whole body period of sound of music(“from head to fingertips”) and understand it from within. It’s deep immersion in the fabric of music, while dancing everything: the soul, the body, the mind, and the emotions, and imagination is all your Creature.

The method of musical movement is inherent holistic approachwhen motor exercise from the very beginning is not memorized, but is experienced and lived in motion by each individual (sincerely, without visual effects), depending physical and emotional abilities. That is why the individual experience and expression of the same music by different dancers leads to the creation of different each other from a friend of the compositions.

The most important component of expressive movement is the development of muscle sense (from complete relaxation to full tension of the body, parts of it or muscle group).

In the musical movement there are no standard poses and positions, except the main, the original rack, called S.D. Rudnev “stable unstable equilibrium” or “steady readiness to move” (comfortable position of the feet “heel together, socks apart by 30-45′) – with soft spring knees, with support on the front of the foot and moving the center of gravity of the body forward. Such a rack prepares the body to instantly respond to the first sounds of music. The holistic perception of music is facilitated by the abandonment of the practice of learning new exercises by individual parts of the body and from verbal accompaniment (in the form of comments and advice) during its sounding. In the musical movement, the music is not selected for a certain gymnastic design, and the movements are not selected to the music. They are born as if “flowing” out of it. Full immersion in music helps to avoid its reduced (dismembered) perception.

Holistic perception does not preclude theoreticalanalysis, but only after the music that underlies any exercise or choice for self-work. In the process of searching for music-motor image discusses the general nature of music or its parts, the movements themselves, the role of breathing, relaxation, tension, etc. This is very important for harmonization logic and intuition in a person, his two beginnings – rational and emotional.

Music is the main one in music classes. The range of music used is huge: classical and romantic, old, modern, jazz and folk. The incumbent musical movement is given to understand any music and most importantly – to move with it, understanding the differences, intonation, its character and nuance. There is always live music in the classroom performance of a high-class concertmaster.

The method of musical movement has a tried-and-tested theoretical and practical basis and uses special exercises: (a) training without music – RVC – the development of muscle feeling; b) breathing exercises; c) More than 300 exercises and sketches withmusic, divided into 3 stages in its complexity. Each exercise has a description in terms of music, movement and image. All the exercises are described by the founder of the musical movement S.D. Rudneva. Several textbooks on the music movement for classes with preschoolers and schoolchildren have been released, covering the exercises of the 1st stage. The materials of the 2nd and 3rd stages have not been published, and for the first time are published, as well as the materials of the 1st, in the facsimile version together with the notes on our website in the section “Methodacombe.”

All classes of the musical movement are emotionally colored and take place in a favorable psychologicalatmosphere. This enhances the work of various functions of the body, developing at the same time the Spirit – Body – Mind. The action of emotions can be compared with the action of physical forces – electric, magnetic. Different emotions have a different effect on a person’s energy expenditures. Positive emotionsincluded in the classes on music movement, lead to a good mood and maximum efficiency from classes. And here is important not only the result of the activity, but also the process itself – it captures, captivates. Those who dance rise muscle tone scope,develops coordination, the ability to work in contact with others. Psychologists, neurophysiologists show that through muscle activity occurs intellectualdevelopment. Various types of perception (hearing, musical, periful, visual, motor) are amplified. creative imagination and creative activity. Thus, the activity of the musical movement contributes to the flight of fantasy, spontaneous creative search, independent work on new musical works. The result of the classes are dance performances in the form of finished, highly artistic musical-motor images or new exercises.

Musical movement – not a frozen system aesthetic education. Followers of the method retain as historical value and pass on to new generation of productions of A.Duncan studios, heptahor studios and “Look: Music!” But with time and with the arrival of new teachers, this system is gaining new interesting additions and Finds. New exercises and compositions are born. And that’s a good thing, because what doesn’t develop then disappears.

Music classes are available toall. It could be groups of children and parents with children, as well as women and men of all ages, any physical fitness, any composition. Have an interesting experience with pregnant women who danced from the first weeks of pregnancy to the most Birth. One of the women came to class with her two-week-old daughter in “kangaroo” and later went with her to women’s classes for several years in a row Group. Music classes are held, for example, in the Children’s English Musical and Plastic Theatre. There is experience with children, often suffering of colds, asthma, logoves. In the Moscow and St. Petersburg have many studios where music-movingclasses are held, thematic seminars, festivals, concerts and master classes are held. section on the history of MD).

For classes you need a large (at least 50 m), clean, well ventilated hall. The floors should be smooth without shaving or with hard carpet coating, because everyone dances barefoot. Musical movement suggests well sounding instrument and well-tuned piano. For classes, screenings and Performances need light, natural fabrics from which tunics are sewn (chiton) and scarves are made.

The music movement helps to open up unexpected physical possibilities, new in the sphere of creativity, social, personal, individual and partnership. You will find new friends, learn to move freely, to control your body and emotions, to feel harmony in yourself, in life and the world around you, as confirmed by those who have passed this school, and those who continue to live in it.

Вступление

Музыкальное движение

Музыкальное движение – особый вид искусства, где пластическое, выразительное движение возникает из спонтанного эмоционального отклика на музыку  – т.н. танец «из музыки». Он родился в ходе работы студии «Гептахор» (от греческого слова «гепта» — семь, «хорос» — пляска), сложившейся в начале ХХ века в С.-Петербурге под руководством Стефаниды Дмитриевны Рудневой и шести ее сподвижниц – выпускниц Высших Бестужевских Курсов. Эта студия оставила своим потомкам главное — метод музыкального движения с подробным теоретическим обоснованием и богатым методическим материалом (более 300 упражнений и  этюдов, положенных  на лучшие образцы классической и народной музыки).

Импровизация – начальная составляющая метода. Процесс такого преобразования всегда творческий, сопровождается возвышающими
переживаниями (катарсис), преобразующими и саму личность двигающегося.
Методика опирается на естественные  виды движения, ходьба, бег, прыжки, поскоки; на движения плавные, пружинные, маховые, бросковые. Свободные, естественные движения, возникающие как впечатления от звучащей музыки, основаны на расслаблении и напряжении мышц тела, правильном дыхании, осознании импульса и инерции в движении.

Освоение техники дыхания (диафрагмальное, верхнее, полное)  и техники мышечного чувства (от полного расслабления до полного напряжения) лежит в основе музыкального движения. Музыка —  это живой организм, который дышит и переживает, и, двигаясь из музыки, освоение этих техник позволяет воспринять всем телом период звучания музыки («от головы до кончиков пальцев») и понять ее изнутри. Происходит глубокое погружение в ткань музыки, при этом танцует все: и душа, и тело, и разум, и эмоции, и воображение – все ваше существо.

Методу музыкального движения присущ целостный подход, когда двигательное упражнение с самого начала не разучивается, а переживается и проживается в движении каждым индивидуально (искренне, без изобразительных эффектов), в зависимости от физических и эмоциональных способностей. Именно поэтому индивидуальное переживание и выражение одного и того же музыкального произведения разными танцорами приводит к созданию отличающихся друг от друга композиций.

Важнейшей составляющей выразительного движения является развитие мышечного чувства (от полного расслабления до полного напряжения тела, отдельных его частей или группы мышц). 

  В музыкальном движении нет стандартных поз и позиций, кроме основной, исходной стойки, названной С. Д. Рудневой «стойкой неустойчивого равновесия» или «стойкой готовности к движению» (удобное положение стоп «пятки вместе, носки врозь на 30-45’) —  с  мягкими пружинными коленями, с опорой на переднюю часть стопы и перемещением центра тяжести тела вперед. Такая стойка готовит тело мгновенно ответить на первые звуки музыки. Целостному  восприятию  музыки способствует отказ от практики разучивания новых упражнений отдельными частями тела и от словесного сопровождения (в виде замечаний и советов) во время ее звучания. В музыкальном движении музыка не подбирается для определенного гимнастического замысла, а движения не подбираются под музыку. Они рождаются, как бы «вытекают» из нее. Полное погружение в музыку помогает избежать ее редуцированного (расчлененного) восприятия.

Целостное восприятие не исключает теоретический анализ, но только после звучания музыки, лежащей в основе любого упражнения  или выбранной  для самостоятельной работы. В процессе поиска музыкально-двигательного образа обсуждается общий характер музыки или ее частей, сами движения, роль дыхания, расслабления, напряжения и т.п. Это очень важно для гармонизации логики и интуиции у человека, двух его начал – рационального и эмоционального.

Музыка — главная на занятиях по музыкальному движению. Спектр используемой музыки огромен: классическая и романтическая, старинная, современная, джазовая и народная. Занимающимся музыкальным движением дано понять любую музыку и главное – двигаться с ней, понимая отличия, интонации, ее характер и нюансы. На занятиях всегда звучит живая музыка в исполнении концертмейстера высокого класса.

 Метод музыкального движения имеет апробированную теоретическую и практическую основу и использует специальные упражнения: а) тренинг без музыки – РМЧ – развитие мышечного чувства; б) дыхательные упражнения; в) более 300 упражнений и этюдов с музыкой, разделенные на 3 этапа по своей сложности. Каждое упражнение имеет описание с точки зрения музыки, движения и образа. Все упражнения описаны основательницей музыкального движения С. Д. Рудневой. Выпущено несколько учебников по музыкальному движению для занятий с дошкольниками и школьниками, охватывающие упражнения 1-ого этапа. Материалы 2-ого и 3-его этапов не издавались, и впервые публикуются, как и материалы 1-го,  в факсимильном варианте вместе с нотами на нашем сайте в разделе «Методика».

Все занятия музыкальным движением эмоционально окрашены и проходят в благоприятной психологической атмосфере. Это способствует усилению работы различных функций организма, развивая одновременно Дух – Тело – Разум. Действие эмоций можно сравнить с действием физических сил – электрических, магнитных. Разные эмоции по-разному сказываются на энергетических затратах человека. Положительные эмоции, включенные на занятиях по музыкальному движению, ведут к хорошему настроению и максимальной эффективности от занятий. И здесь важен не только результат деятельности, но и  сам процесс – он захватывает, увлекает. У тех, кто танцует, поднимается тонус мышечной сферы, развивается координация, умение работать в контакте с другими. Психологи, нейрофизиологи показывают, что через мышечную активность происходит интеллектуальное развитие. Усиливаются различные виды восприятия (слуховые, музыкальные, осязательные, зрительные, двигательные).Развивается творческое воображение и творческая активность. Таким образом занятия музыкальным движением способствуют полету фантазии, спонтанному творческому поиску, самостоятельной работе над новыми музыкальными произведениями. Результатом занятий становятся  танцевальные постановки в виде законченных, высокохудожественных  музыкально-двигательных образов  или новых упражнений.

Музыкальное движение — не застывшая система эстетического воспитания. Последователи метода сохраняют как  историческую ценность и передают новому поколению постановки студий А.Дункан, студий «Гептахор» и  «Смотрите: музыка!». Но со временем и с приходом новых преподавателей эта система приобретает новые интересные дополнения и находки. Рождаются новые упражнения и композиции. И это хорошо, т.к. то, что не развивается, то исчезает.

Занятия музыкальным движением доступны всем. Это могут быть группы детей и родителей с детьми, а также женщин и мужчин любого возраста, любой физической подготовки, любой комплекции. Есть интересный опыт работы с беременными женщинами, которые танцевали с первых недель беременности до самых родов. Одна из женщин после родов пришла на занятия с двухнедельной дочкой в «кенгурушке», а позже несколько лет подряд ходила с ней на занятия женской группы. Занятия по музыкальному движению проводятся, например, в Детском английском музыкально-пластическом театре. Есть опыт работы с детьми, часто болеющими простудными заболеваниями, бронхиальной астмой, с логоневрозом. В Москве и С.-Петербурге работают многие студии, где ведутся занятия по методу музыкального движения, проводятся тематические семинары, фестивали, концерты и мастер – классы (см. раздел об истории МД).

Для занятий необходим большой (не менее 50 м), чистый, хорошо проветриваемый зал. Полы должны быть гладкими без заноз или с твердым ковровым покрытием, т.к. все танцуют босиком. Музыкальное движение предполагает хорошо звучащую аппаратуру и хорошо настроенное фортепиано. Для занятий, показов и выступлений нужны легкие, натуральные ткани, из которых шьются туники (хитоны) и делаются шарфы.

Музыкальное движение помогает открыть в себе неожиданные физические возможности, новое в сфере творчества, социальных, личностных, индивидуальных и партнерских отношений. Вы найдете новых друзей, научитесь свободно двигаться, управлять своими телом и эмоциями, ощущать гармонию в себе, в жизни и окружающем мире, что подтверждают те, кто прошел эту школу, и те, кто продолжает жить в ней.